13.08.2012 Демпинг загнал Украинских поставщиков в угол

Монреальский протокол, призванный вывести гидрохлорфторуглероды из обращения, лишь увеличил потребность в них в России и Украине. Дешевая техника, работающая на фреоне R22 и R12, хлынула из Европы в страны СНГ, где суровые запреты еще не вступили в силу. Для большинства потребителей стало большой неожиданностью, что в 2010 году российские компании также перестали выпускать озоноразрушающие хладагенты. Ведь весьма дорогостоящее производство заменяющих их гидрофротуглеродов (фреон R134a, R410A, хладагент R407C) запустить не удалось.

 

Не удивительно, что в итоге практически единственным поставщиком фреона в Украину стал Китай, не присоединившийся к международному соглашению. Крупные концерны наладили поставки дешевых  хладагентов R134, R410 и R407. Цены на них держались на вполне доступном уровне, и ничто не предвещало беды.

 

Сюрпризы 2011 года

 

Колебание цен на рынке фреона всегда зависело от сезонных характеристик. Весной компании спешили пополнить запасы, предвкушая жаркое лето, а с понижением среднесуточных температур спрос падал. Так было до 2011 года, переставившего все с ног на голову. Неразбериха началась еще в середине зимы, когда цены на фреоны, включая R407, R410, R134, резко возросли. Производители объясняли ситуацию повышением закупочной стоимости химреактивов. Крупные украинские поставщики заняли выжидательную позицию, резко снизив объемы закупок.

 

Свято место пусто не бывает

 

Наступило лето. И вот тут дефицит фреона прочувствовали и сервисные центры, и конечные потребители - владельцы кондиционеров и климатической техники. Именно на которых в итоге и легла существенная разница в цене. Спрос рождает предложение, а потому вовсе неудивительно, что перебоями с качественным дорогостоящим фреоном R134a, R404, R407 и других марок воспользовались десятки мелких китайских компаний. Мировые цены на химреактивы действительно нешуточно поднялись, и единственным шансом для производителей, осваивающих новые рынки, осталось работать без прибыли или использовать недорогие смеси, заменяющие популярные хладагенты. Несложно догадаться, что они выбрали.

 

На изнемогающий от жары украинский рынок хлынули тонны дешевого фреона из КНР. Китайцы особо и не скрывали, что, например, MR404а - всего лишь аналог популярного R404а, ведь вдвое меньшая цена заставила покупателей закрыть глаза на недостатки. Пока монстры холодильного бизнеса пытались опомниться, не зная, куда им деть уже приобретенный по высокой стоимости фреон 410, 141b, 134а, цены на рынке стали резко падать. Чтобы не оказаться в убытке оставалось лишь сбрасывать старые запасы по себестоимости. На вырученные деньги закупали стремительно дешевеющий фреон. В погоне за дешевизной никто и не подумал, что сезон подходит к концу, и в таком количестве хладагентов на рынке просто нет необходимости. Спеша реализовать запасы, компании еще больше занижали цены, тем самым практически закрыв дорогу поставкам в страну качественной продукции.

 

Чем грозит использование некачественного фреона?

 

Демпинг отрицательно сказался не только на загнанных в угол профессиональных игроках рынка, но и серьезно ударил по потребителю. Сегодня, когда склады переполнены дешевыми смесями сомнительного состава, реализовать по нормальной цене качественный фреон практически нереально. Не имеющий вкуса и запаха газ, продающийся в однотипных баллонах с китайскими иероглифами, различить крайне сложно, и покупатели, по-прежнему отдают предпочтение меньшей цене.

 

Первыми страдают автомобильные кондиционеры, холодильные системы крупных торговых и промышленных объектов, а также современные системы пожаротушения. Цены у разных производителей на фреон 134А, R407 и других марок могут отличаться на 30-40%. В итоге кажущаяся столь выгодной экономия оборачивается в лучшем случае полной заменой масла и промывкой системы, в худшем - быстрым износом и выходом из строя дорогостоящего оборудования.

 

13.08.2012 г.

Яндекс.Метрика